Свет в конце тоннеля: как мы научились соблюдать сроки, заявленные в тендере Опытом делится компания «Энерго-Арсенал».
Опоры освещения чаще всего устанавливают на автодорогах, которые находятся под управлением «Росавтодора» или локальных государственных дорожных компаний. Тендеры на установку опор разыгрываются по ФЗ-44, и сорвать сроки такого тендера не хочется никому, ведь это влечет за собой недовольство муниципального заказчика, потерю репутации, штрафы, а при самом неблагоприятном развитии событий - лишение обеспечительного платежа и попадание в реестр недобросовестных поставщиков.
Проблемы и их решения
Строители линий освещения не всегда имеют достаточный опыт и прозорливость, чтобы закладывать точный срок производства и поставки опор в свой строительный график. Кроме того, на опоры необходимо выделять деньги, которые вернутся только после сдачи объекта. В связи с этим опоры нередко заказывают впритык к срокам, и в случае срыва сроков поставки это влечет за собой сдвиг сдачи всего проекта: ведь нельзя заливать бетон, если в него нечего устанавливать, невозможно провести кабель без опор, нет возможности подключить светильники...
Для нас было очевидно, что работа над сроками должна быть в приоритете, но сначала мы не имели представления, как это осуществить. Вопросов было море! Какие заказы будут актуальны завтра? Как правильно выстроить работу с поставщиками? Каким образом оптимизировать логистику? Сколько необходимо людей и как грамотно определить их обязанности и контроль работ? Ответы были получены методом проб и ошибок. Как же это было достигнуто?
Сложность №1 Уложиться в сроки
Первая проблема, которая стояла на нашем пути – график производства. Каков оптимальный порядок заказов и какое время потребуется на выполнение каждого? Как отвечать за утвержденный график, если мы не знаем, сколько времени займет сварка? В первый раз мы варили одну деталь 2 часа, через неделю - 1 час, а через две недели - 3 часа. Прогнозирование при отсутствии опыта было трудным, и никто не хотел брать на себя ответственность.
Для создания точного графика производства нам пришлось получить опыт по всем операциям. В результате анализа каждого этапа работ, буквально за три месяца, мы рассчитали, сколько на эти операции требуется персонала и каков функционал каждого. При этом необходимо было учесть имеющийся бюджет компании. В результате такого подхода ситуация кардинально поменялась: на данный момент срывов сроков мы себе не позволяем, и это одно из основных правил компании. Разбейся в лепешку, выдержи сроки согласно спецификации.
Сложность №2 Человеческий фактор
После утверждения штатного расписания и функционала сотрудников мы приступили к приему людей на работу. С этим тоже была огромная проблема. Ведь стропальщики порой были почти без опыта, кладовщики приходили из других сфер, коллектив был новый и работал не слаженно. Все это очень сильно влияло на производительность и график. На решение этой задачи потребовалось время и терпение. К сегодняшнему дню полученный опыт и работа с персоналом дали свои плоды: работа в коллективе спорится, и каждый трудится так, что результаты радуют.
Сложность №3 Поставщики
Еще одной проблемой были сложности с поставками сырья. Мы сталкивались с тем, что необходимой нам трубы нет в наличии, что раскрой листов для опор производится дольше, чем хотелось бы, порой нас подводил нанятый транспорт. Поначалу график поставок «плыл». Для того, чтобы решить эту проблему, наше снабжение стало тщательно «рыть рынок металла». Директор начал ездить по заводам-изготовителям, пытаясь установить личный контакт с поставщиками. Понимание, что в сезон на поставку необходимо закладывать полмесяца, также пришло не сразу. Аналогичная ситуация складывалась с цинком: выяснилось, что на этот этап работ также требуется рассчитывать время с запасом, поскольку ванны цинкования называют разные сроки. С цинкарями была проведена большая работа по установке партнерских связей и прозрачности сроков.
Сложность №4 Трудности сбыта
График производства уже был приближен к действительности, поставки осуществлялись с минимальными срывами, тем не менее срывы все равно были… почему? Ответ крылся в работе менеджеров по продажам. Дело в том, что срывы сроков на рынке опор освещения – стандартная вещь, которую позволяют себе большинство заводов, поэтому конкуренты, называли клиенту заведомо нереальные сроки, чтобы обеспечить себе заказы. В результате заказчики начинали торги уже не по стоимости, а по срокам, и мы были вынуждены подстраиваться под имеющиеся запросы.
Теоретически партию опор можно сделать и за 3 рабочих дня: день варим, день цинкуем, на третий день - дорабатываем и упаковываем. Но это при условии, что других заказов нет, а все рабочие стоят и ждут своей очереди в этой эстафете – ситуация, далекая от реальности.
В результате отделу сбыта было запрещено называть нереальные сроки, более того – теперь сотрудники отдела добавляли еще 5 дней запаса к работам по графику. Заказчики были недовольны…. Мы теряли заказы, получали претензии от менеджеров, упускавших сделки. Дилеры от нас отворачивались. Но стоило просто немного потерпеть! Ведь конкуренты не могли выполнять поставки в озвученные ими короткие сроки, и заказчики задумывались, стоило ли переплачивать за сроки, которые не соблюдаются? Тем более если есть надежный поставщик, выполняющий работы чуть дольше, но не срывающий сроки.
Результат
Вот так медленно, но верно, мы пришли к тому, чтобы занять свою нишу на рынке и создать себе репутацию добросовестных поставщиков. Сегодня клиенты ценят Энерго-Арсенал за то, что компания держит свое слово и отгружает продукцию точно в срок или раньше.
ссылка на статью